7 книг для будущих режиссеров кино


«Кино и Книги» собрали произведения, которые должен проштудировать каждый абитуриент факультета режиссуры

Если вы выбрали стезю кинорежиссера, стало быть, знаете, какая ответственная задача лежит на ваших еще не окрепших плечах – вдохнуть в российский кинематограф новую жизнь. Именно поэтому свой творческий путь стоит начать с прочтения книг, представленных ниже. Их теория и опыт помогут вам не ударить в грязь лицом при поступлении в ВУЗ, а в будущем – окажут содействие в создании поистине достойного кино.

 Хичкок за работой

 

1. «Кино между адом и раем», А. Митта

Советский и российский режиссер Александр Митта известен не только своими фильмами, но и активной педагогической деятельностью в сфере кино. В 2012 году он выпустил второе издание «Кино между адом и раем». В этой книге автор учит разбираться в хитросплетениях кинематографа, приводя в пример работы Эйзенштейна, Куросавы, Феллини, Тарковского и других мэтров Величайшего из искусств. Маст-хэв для будущего кинорежиссера.

«Структура – вот основа каждой драмы, от древних греков до наших дней. Она контролирует развитие эмоций зрителей до максимальной возможной степени. И вы по личному опыту знаете, что никакое другое искусство не может увлечь и возбудить вас на полтора часа так, как хороший кинофильм или спектакль» (Глава 1, «Базовые принципы формы»).

 


 

2. «Профессия – кинематографист», Б. Молочник

Автор, за плечами которого участие в создании нескольких десятков кинолент, в доступной форме рассказывает о возникновении и истории мирового кино, процессе создания фильма и многих других немаловажных аспектах вашей будущей профессии.

«Многие российские режиссеры и продюсеры пытаются снимать ''кино для всех'' - и сбиваются на примитивный и заштампованный язык сериалов. В результате рождается кинопродукция, совмещающая несовместимое – кино, которое должно удовлетворить вкусы буквально всех. Так не бывает» (Глава 4, «Кинематограф новой России»).

 


 

3. «История на миллион», Р. Макки

Данная книга – своего рода мастер-класс для сценаристов и даже писателей. О структуре акта, принципе антагонизма и работы сценариста в целом рассказывает преподаватель сценарного мастерства Роберт Макки.

«Настойчивый автор способен иногда создавать безукоризненное произведение, но он не может заставить свой талант включаться по мере необходимости, качество работы не повышается от истории к истории, а доход от его усилий очень незначительный. В целом, различие между теми, кто успешен, и теми, кто старается изо всех сил, заключается в противоположных методах работы: одни идут изнутри наружу, а другие снаружи внутрь» (Глава 19, «Метод работы сценариста»).

 


 

4. Серия книг «Неформальные биографии», Н. Надеждин

Автор заявляет, что в своих книгах он представляет «беллетризованные биографии замечательных людей». В том числе – режиссеров, актеров, сценаристов и других товарищей, связанных с кинематографом.

У Надеждина вы найдете биографии братьев Люмьер, Акиры Куросавы, Феллини и прочих гениев кино. Для общего развития - крайне полезно.

«С фильма ‘‘Октябрь’’ началась тотальная мифологизация октябрьского переворота. И вряд ли в том вина Сергея Михайловича – он как художник старался придать изображенным в фильме событиям величия и героизма. А если б он опирался исключительно на документы, то фильма бы не получилось…» («Сергей Эйзенштейн - старое и новое»).

 


 

5. «Кино в системе искусств», М. Ромм

Известный советский режиссер Михаил Ильич Ромм был учителем Александра Митта, Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Василия Шукшина и многих других «гигантов» профессии.

«Кино в системе искусств» - это вовсе не книга, а одна из публицистических статей о взаимодействии кинематографа с литературой, театром и телевидением, вошедшая в первый том «Избранных произведений» Ромма. Мало того, что важно, так еще и чрезвычайно интересно рассмотреть кино через призму других искусств.

«Моим рабочим советчиком в течение многих лет остается Лев Толстой. К Толстому я обращаюсь чаще всего. Он помогает мне в решении эпизода, в монтаже, а еще больше в осмыслении любого кинематографического материала, над которым я работаю. Он великий учитель в деле подчинения приема той мысли, которая ведет произведение. Толстого я уже давно не читаю: я его изучаю. Я заставляю и моих учеников изучать Толстого. Поразительно, что Толстой не знал кинематографа, но он пишет как гениальный кинематографист».

 


 

6. «Режиссерские уроки Станиславского», Н. Горчаков

Книга Николая Горчакова основана на стенографических записях репетиций Константина Сергеевича Станиславского – режиссера и реформатора театра.

Несмотря на то, что в «Уроках» речь идет о театральной жизни, из них можно много почерпнуть о теории режиссуры в целом, познакомиться со знаменитой «системой» Станиславского и выяснить, что она не ограничивается фразой «НЕ ВЕРЮ!». А еще узнать массу интересного о процессе творческой режиссерской работы.   

«…Я спросил Константина Сергеевича, мешаю ли я ему, когда прихожу смотреть, как он гримируется и одевается на Фамусова. — Когда сидите молча или задаете самые простые вопросы — нисколько. Если же хотите о чем-нибудь важном поговорить, приходите после конца спектакля, — ответил он мне.

— А когда с вами здороваются перед началом спектакля, вам это мешает? Вы не хотите слышать обращений к вам?

— Не хочу! Они мне ни к чему. Это пустозвонство. Я с утра о роли думаю, думаю о том, что я еще сегодня не сделал как Фамусов, стараюсь войти в круг его мыслей и не хочу, чтобы меня отвлекала всякая ерунда. Но я, конечно, не лунатик и все слышу».

 


 

7. «Всеобщая история кино», Ж. Садуль

Величайший труд французского теоретика кино Жоржа Садуля состоит из 6 томов. Понадобится немало времени, чтобы изучить текст книги полностью. Но оно того стоит, ведь недаром автор назвал «Всеобщую историю кино» - делом всей своей жизни.

«Часто сравнивают появление кино с началом книгопечатания. Оба эти изобретения появились в поворотные моменты истории — открытия, популяризированные Гутенбергом, отмечали конец средневековья, так как они совпали с возникновением первых банков, завоеваниями колоний, организацией первых мануфактур; промышленное изготовление аппаратов движущейся фотографии Эдисоном и Люмьером совпало с расширением роли крупных банков и монополистической промышленности, тесно связанной с крупными финансовыми кругами, с колонизацией последних остатков «ничьих» земель, которые еще сохранились на нашей планете, с вовлечения народных масс в орбиту гигантских предприятий, с грохотом войн и революций».

 

Ирина Васильева

 

 

 



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)