УЛИПО и Bizarro fiction. Самые необычные жанры современной литературы


Текст: Ольга Мишуровская

 

 

В современной литературе все чаще появляются произведения, не укладывающиеся в привычные рамки. Здесь соединяются разные жанры, а все сложившиеся веками правила забываются. Авторы играют с читателями, превращая текст то в ребус, то в квест, то в математическое уравнение. Ольга Мишуровская рассказывает о самых необычных литературных форматах наших дней.

 

 

Эргодическая литература: видеоигра как новый тип текста

 

Широкое распространение видеоигр привело к появлению нового типа читателя. Им уже не интересно пассивно воспринимать информацию в книге, они хотят быть непосредственными участниками действия. Так складывается эргодическая литература. Она предлагает различные варианты прочтения текста, позволяя читателю влиять на ход повествования. Сам термин появился недавно. Его ввел в научный оборот норвежский исследователь Эспен Аарсет, хотя примеры подобного рода произведений встречались и раньше. Эргодическая литература прошла путь от хорошо известного приема «текста в тексте» до  нелинейной организации романа, предлагающей «поиграть» со временем, местом действия, характером персонажа, его дальнейшей судьбой.

 

Так, роман Милорада Павича «Хазарский словарь» не имеет сюжета в привычном виде. Книга представляет собой сборники записей о персонажах и событиях, объединенных общей темой - спором о выборе хазарами религии. Читателю по задумке автора не обязательно знакомиться со всей книгой целиком. Он может выбрать наиболее интересную для себя тему или героя и читать только о них. При этом большинство персонажей, событий и особенностей культуры хазар придуманы самими писателем. Более современный пример эргодической литературы - роман американского писателя Марка Данилевски «Дом листьев». Текст имеет огромное количество примечаний-сносок, часть которых представляют собою «примечания к сноскам». Автор нередко ссылается на вымышленные книги, фильмы и статьи. Повествование в «Доме листьев» ведется от лица ряда героев, при этом, как только слово переходит к новому рассказчику, в книге меняется не только стиль повествования, но и шрифт.

 

 

УЛИПО – математическая точность текста

 

Многовековому спору «физиков» и «лириков» решили положить конец представители движения УЛИПО, посвившегося во Франции в 1960-х годах. Участники называли себя «ouvroir de literature potentielle» - «цех потенциальной литературы». Вскоре название стали сокращать до УЛИПО. Его представители были уверенны, что полная свобода губит литературу. Любому тексту необходимы ограничения, которые придадут ему «математическую» лаконичность и универсальность. Писатели ставили перед собой задачу вывести эти ограничения  и упорядочить тем самым хаотичный мир творчества. Самым известным примером такого подхода к тесту является роман французского писателя Жоржа Перека «Исчезание». Это соединение детектива с авантюрным приключенческим романом, где странное исчезновение персонажей иногда позволяет раскрыть все тайны, а иногда еще больше запутывает читателя. Принцип ограничения текста в книге выразился в отказе писателя от использования во всем произведении одной буквы. В оригинальном издании отсутствует самая часто встречающаяся гласная буква французского языка - «e». По такому же принципу книга была переведена на английский, немецкий и итальянский языки. В русском переводе в романе нет буквы «о».

 

Bizarro fiction – эксцентричные игры без правил

 

В начале двухтысячных годов некоторые издательства отметили повышение читательского спроса на специфическую беллетристику. Позже этот жанр назовут bizarro fiction, и он получит широкое распространение среди почитателей альтернативной литературы. Bizarro fiction считает абсурд и отсутствие всяких правил (как и запрещенных тем) отличительной чертой современного творчества. Яркий пример такой книги - «Сатанбургер» Карлтона Меллика. Здесь все вывернуто наизнанку: бог не умер, на него просто никто не обращает внимания, дьяволу не нужно красть души, они сами идут к нему, миру вот-вот придет конец, но это мало кого волнует. Роман представляет собой причудливое сочетание абсурда и утонченности, философских проблем и порнографических сцен, изящных метафор и ощущения бредовости происходящего. В результате получается яркая какофония слов, которая кого-то восхищает, а кого-то ставит в тупик.

 

 

Реализм Аспергера – особый взгляд на литературу

 

Реализм Аспергера  - не название какого-то отдельного течения в современной литературе. Этим термином стали называть отдельных писателей в рамках очень широкого понятия «альтернативная литература». Хотя Ганс Аспергер не имел никакого отношения к писательскому ремеслу. Он был педиатром и психиатром, всю жизнь занимался исследованием аутистических расстройств. Можно только предположить, почему группа писателей получила его имя. Безусловно, их можно назвать «особенными». Отличительной чертой «реализма Аспергера» является почти документальная точность изложения, сухой стиль, бесчувственность повествования. Авторы фиксируют внимание на внешних сторонах жизни (часто шокируя читателей анатомическими подробностями описываемых процессов), но сфера эмоций героев уходит на второй план.

 

Самыми известными представителями таких «особенных» литераторов являются Тао Лин и Мари Кэллоуэй. Оба писателя добились известности благодаря онлайн публикациям. Хотя их творчество вызывает у читателей и критиков весьма неоднозначную оценку своим пренебрежением  сложившимися представлениями о художественном произведении. В рассказе «Эдриен Броуди» Мари Кэллоуэй описывает  связь между 21-летней Кэллоуэй и женатым 40-летним писателем. При этом в тексте активно используются скриншоты сообщений на Facebook, электронных писем, SMS и фотографий, создавая ощущение, что читатель подсматривает за чьей-то личной жизнью. В романе «Eeeee Eee Eeee: A Novel» Тао Лин подвергает анализу различные аспекты мира своего героя – недавнего выпускника колледжа, путешествующего по стране и рассуждающего о прошлом, настоящем и будущем. Автор  соединяет размышления об обществе потребления с таким большим количеством бытовых описаний, что читатель уже не может понять,  перед ним роман, дневниковые записи или разрозненные заметки к какому-то будущему произведению. 



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)