«Любить только мужчин - какая скука!» Две однополые истории любви Марины Цветаевой


Текст: Варвара Белая

 

 

Картинки по запросу марина цветаева

 

Марина Цветаева любила не только мужчин. В её жизни были поэтесса София Парнок и актриса София Голлидей. Варвара Белая рассказывает, что это были за отношения, и как они влияли на Цветаеву. 

 

 

Москва. Октябрь 1914 года. В доме мемуаристки Аделаиды Герцык всегда много гостей. По большей части - молодые поэты. В один из вечеров Аделаида знакомит друг с другом своих близких подруг – Марину Цветаеву и Софию Парнок. Цветаева позже напишет лирический цикл «Подруга», посвященный Парнок. Там будет стихотворение об их знакомстве.

 

Могу ли не вспомнить я

Тот запах White-Rose и чая,

И севрские фигурки
Над пышащим камельком...

Мы были: я — в пышном платье
Из чуть золотого фая,
Вы — в вязаной черной куртке
С крылатым воротником.

 

«О, будьте моим Орестом!» - думала Цветаева, смотря на Парнок. София выглядела неприступной, томной и скрытной. Каждое ее движение было наполнено необычной мальчишеской грацией. Придя домой, Цветаева поняла, что хочет снова увидеть девушку.

 

Через несколько дней Марина увидела Соню в компании молодой дамы. Свои эмоции она описала в стихотворении.

 

Картинки по запросу парнок софия яковлевна

 

Уже прозвеневший смех...

Я так и застыла взглядом:

Волос рыжеватый мех,

И кто-то высокий -- рядом!

 

Вы были уже с другой,

С ней путь открывали санный,

С желанной и дорогой, --

Сильнее, чем я -- желанной.

 

Спустя время Парнок поняла, что тоже неравнодушна к Цветаевой. София прервала свои прежние отношения и рассказала об этом Марине.

 

***

 

На момент знакомства с Парнок Цветаева была замужем за Сергеем Эфроном, от которого у нее была дочь. Но это не помешало Марине начать отношения с Соней. Казалось бы, две абсолютно разные девушки. Марина - скромная, замкнутая и нерешительная. В отношениях с Парнок она ощущала себя незащищенной, ребенком, требующим заботу и внимание. Соня же наоборот - сильная и уверенная в себе - она обладала необыкновенным величием над всеми, в том числе и над Мариной.

 

Парнок была первой возлюбленной Цветаевой. С ней Марина открывала в себе новые качества. В её стихотворениях стали появляться мужские образы. Герои, способные на грандиозные поступки ради своей любви. Цветаева боролась с собой: она никогда не была так близка с девушкой. И порой эти отношения ее пугали.

 

Чувства Софии к Марине развивались неспешно. Она оберегала Цветаеву. Почитала ее талант и любила душу. Встреча с Мариной повлияла и на творчество Парнок. Она стала намного больше и лучше писать. Но успешной, как Цветаева, никогда не была. Появлялась зависть. София старалась спрятать это чувство и не придавать ему значения. Она знала, что была музой для Марины и, главное, София знала, что Цветаева любила ее всем сердцем. Это было главной победой Парнок. Марина почти в каждом своем стихотворении напоминала ей об этом.

 

Вас люблю. - Как грозовая туча

Над Вами - грех -

За то, что Вы язвительны и жгучи

И лучше всех,

 

За то, что мы, что наши жизни - разны

Во тьме дорог,

За Ваши вдохновенные соблазны

И темный рок...

 

Они много времени проводили вместе. Побывали в Ростове Великиком. Цветаева была в восторге от совместной поездки. Снова и снова она радовалась компании Сони.

 

Как розовыми и несладкими
Я вафлями объелась — шесть!
Как всеми рыжими лошадками
Я умилялась в Вашу честь.

 

Как руку Вы мою оставили,
Сказав: «О, я ее хочу!»
С какою бережностью вставили
В подсвечник — желтую свечу...

 

С неприязнью отнеслись к выбору Цветаевой её друзья. Они считали, что Парнок воспользовалась её наивностью и беспомощностью. Одна из близких подруг Марины – Елена Волошина – так писала об их романе с Парнок: «Вот относительно Марины страшновато: там дело пошло совсем всерьез. Она куда-то с Соней уезжала на несколько дней, держала это в большом секрете. Это все меня и Лилю Эфрон очень смущает и тревожит, но мы не в силах разрушить эти чары». Музыкант Петр Сувчинский вспоминал: «Два раза я был приглашен к Римским-Корсаковым на такие очень странные сеансы. Марина Цветаева тогда считалась лесбиянкой, и там, на этих сеансах, я два раза ее видел. Она приходила с поэтом Софьей Парнок. Обе сидели в обнимку и вдвоем, по очереди, курили одну папиросу». 

 

Муж Цветаевой к увлечению жены сначала отнесся спокойно, но со временем чувствовал себя все хуже. Марина дорожила и любила мужа, но отказаться от Парнок была не в силах. «Сережу я люблю на всю жизнь, он мне родной, никогда и никуда от него не уйду. Пишу ему то каждый день, то — через день, он знает всю мою жизнь, только о самом грустном я стараюсь писать реже. На сердце — вечная тяжесть. С ней засыпаю и просыпаюсь. Соня меня очень любит, и я ее люблю - и это вечно, и от нее я не смогу уйти. Разорванность от дней, которые надо делить, сердце все совмещает. Веселья - простого - у меня, кажется не будет никогда и вообще, это не мое свойство. И радости у меня до глубины - нет. Не могу делать больно и не могу не делать...»

 

В своих произведениях Цветаева продолжала воспевать любовь к Соне.

 

Картинки по запросу София Парнок

 

Сердце сразу сказало: «Милая!»
Все тебе наугад простила я,
Ничего не знав, — даже имени!
О, люби меня, о, люби меня!

 

*** 

 

Чувства настолько переполняли Марину, что она подумывала завести ребенка и воспитывать его вместе с Софией. Это стало навязчивой идеей поэтессы. Парнок не разделяла ее желания, так как по медицинским причинам не могла иметь детей. Из-за этого Соня чувствовала вину перед Мариной. Это давило на нее и стало первой причиной их разлада.

 

Отношения между возлюбленными портились: еще недавно теплые и нежные чувства превратились в раздражение и даже ненависть. Стихи Цветаевой уже не кричали о любви к Парнок. Наоборот, пропитывались враждебностью. Марина ревновала Софию. Она подозревала ее в интрижках с другими девушками, и это ее убивало.

 

Соня увлеклась новой девушкой, а Марина просто насытилась любовью. Кроме того, в окружении Цветаевой стал часто мелькать Осип Мандельштам, к которому Марина была неравнодушна. А однажды, в феврале 1916-го, придя в дом к Парнок, Марина застала Соню с другой женщиной. Тот день стал последним для Цветаевой и Парнок.

 

 ***

 

Спустя 3 года Марина встретила известную актрису Художественного театра Соню Голлидэй. Их познакомил поэт Павел Антогольский.

 

«Передо мной маленькая девочка. Знаю, что Павликина Инфанта! С двумя черными косами, с двумя огромными черными глазами, с пылающими щеками. Передо мной – живой пожар. Горит все, горит – вся. Горят щеки, горят губы, горят глаза, несгораемо горят в огне рта белые зубы, горят – точно от пламени вьются! – косы, две черные косы, одна на спине, другая на груди, точно одну костром отбросило. И взгляд из этого пожара такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!» – так Цветаева описала первую встречу с Голлидэй. Марина называла Соню «Инфанта», сравнивая ее с героиней пьесы Антокольского «Куклы Инфанты».

 

Картинки по запросу голлидэй софья евгеньевна

 

Софья была невероятно талантливой актрисой. Ей восторгались. Она любила театр, людей, наслаждалась жизнью и полностью отдавалась сцене. Девизом «Инфанты» были слова: «Я бы душу отдала – чтобы душу отдать!».

 

По началу Марину и Соню связывали дружеские отношения, но Цветаева с первой встречи поняла, что испытывает к ней нечто большее. В отличие от отношений с Парнок, Цветаева ощущала себя главной, ведущей в общении с Голлидэй.

 

У них было идеальное взаимопонимание. Как и Парнок, Голлидэй восхищалась талантом Цветаевой. «Перед вами, Марина, перед тем, что есть - вы, все ваши стихи - такая чу-уточка, такая жалкая кроха» – говорила ей Соня. В их отношениях была идиллия, которой Марине не хватало с Парнок. Цветаева написала несколько романтических пьес, женские роли в которых предназначались для «Инфанты». Между ними никогда не было физической близости. Цветаева хотела огородить Соню от тех страданий, которые принесли ей отношения с Парнок. «Мы с ней никогда не целовались: только здороваясь и прощаясь. Но я часто обнимала ее за плечи, жестом защиты, охраны, старшинства...» 

 

***

 

Прошло несколько месяцев, все было спокойно, но Цветаева вдруг почувствовала, что близится разлука с её новой возлюбленной. Этому ничего не предвещало, но Марина была твердо уверена в предстоящем расставании. Так и случилось. Вскоре Софья Голлидэй вместе со своей труппой неожиданно уехала на длительные гастроли.

 

После этого они виделись лишь однажды. Позднее Марина узнала, что Голлидэй встретила мужчину и вышла замуж. «Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину - в конце концов все равно какого - и любить его одного до самой смерти». Цветаева иногда слашала о Голлидей от знакомых. Она знала, что та уехала из Москвы и время от времени появлялась на сцене. Спустя время у Голлидэй обнаружили рак. Знаменитой Соня, увы, так и не стала.

 

Через несколько лет, узнав о смерти Голлидэй, Марина тут же села за стол и написала «Повесть о Сонечке»:

 

«Пишу свою Сонечку. Это было женское существо, которое я больше всего на свете любила. Может быть – больше всех существ (мужских и женских) ... Моя Сонечка должна остаться». «…все лето писала свою Сонечку – повесть о подруге, недавно умершей в России. Даже трудно сказать «подруге» – это просто была любовь – в женском образе, я в жизни никого так не любила – как ее. Это было – весной 1919 г. И с тех пор все спало – жило внутри – и весть о смерти всколыхнула все глубины, а может быть я спустилась в свой тот вечный колодец, где все всегда – живо».

 

***

 

Голлидей была последней девушкой Цветаевой. Марина никогда не жалела о своих связях с ней и Парнок. 



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)