Книга хуже. Шесть фильмов, которые превзошли литературную основу


Текст: Ольга Мишуровская

 

Картинки по запросу The Other Boleyn Girl, 2001

 

Любой книголюб точно знает – книга намного лучше фильма! Но иногда случается так, что экранизация превосходит свою литературную основу, развивая, дополняя или раскрывая по-новому исходный текст. Ольга Мишуровская все взвесила и подобрала шесть таких фильмов.

 

 

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Загадочная история Бенджамина Батона»

«Загадочная история Бенджамина Батона» (реж. Дэвид Финчер)

 

Картинки по запросу The Curious Case of Benjamin Button

 

Глядя на небольшой рассказ Фрэнсиса Скотта Фицджеральда сложно поверить, что он лежит в основе известного фильма. Из общего у них только имя главного героя и загадочная аномалия: родившись стариком он постепенно молодеет. Создатели киноверсии значительно переработали сюжет, что вывело историю на совершенно иной уровень. Действие перенесли полностью в ХХ век (рассказ охватывает вторую половину девятнадцатого столетия и самое начало нового века). Это позволило включить в жизненный путь героя как открытия и новшества, так и драматические события времени. Совершенно иначе в картине представлена любовная линия.  Малоинтересная история брака превратилась в драматичный роман длиною в жизнь. Фильм во многом логичнее рассказа. У Фицджеральда новорожденный Бенджамин Батон имеет развитый интеллект, хорошо говорит и даже спорит со своим отцом. В киноверсии герой хоть и выглядит как старик, но ведет себя соответственно своему настоящему возрасту. Рассказ сильно проигрывает на фоне более ярких работ писателя. Он кажется лишь наброском чего-то более масштабного, но не получившего воплощение. Фильм исправил это, представив зрителям оригинальное завершенное произведение.

 

Джоанн Харрис «Шоколад»

«Шоколад» (реж. Лассе Халльстрём)

 

Картинки по запросу chocolat film

 

Изданный в 1999 году роман Джоанн Харрис «Шоколад» вызвал множество положительных отзывов критиков и восторг читателей. Действительно, автор прекрасно передает словами вкусовые ощущения. Но вышедший вскоре на экраны фильм не уступает первоисточнику. Режиссеру Лассе Халльстрёму удалось на экране воплотить атмосферу маленького скучающего городка, в который врывается «шоколадный» вихрь перемен. Роман – это история главной героини Вианн Роше: воспоминания ее детства, отношений с матерью, ее страхи и сомнения. А в фильме центральной становится любовная линия. Если в экранизации жители городка должны побороть свою боязнь перемен, то в книге уже Вианн нужно справиться с собственными страхами. Но основное отличие между двумя «Шоколадами» в радостном ощущении хорошо закончившейся истории, которое остается после окончания фильма, и открытого финала книги (в дальнейшем Джоанн Харрис написала продолжение истории Вианн). При всем очаровании романа не все образы до конца проработаны, а некоторые поступки героев и вовсе вызывают недоумение. Но в экранизации талант Жюльет Бинош, Джонни Деппа, Джуди Денч и других актеров помог сгладить шероховатости сюжета и сделать интересными даже второстепенных персонажей.

 

Лорен Вайсбергер «Дьявол носит Prada»

«Дьявол носит Prada» (реж. Дэвид Фрэнке)

 

Картинки по запросу фильм дьявол носит прада

 

Лорен Вайсбергер написала свой первый роман под впечатлением о работе  личным помощником главного редактора «Vogue» Анны Винтур, известной своим тяжелым характером и диктаторскими замашками. Она хотела показать подлинную изнанку работы глянцевого журнала. Но после выхода в 2006 году фильма «Дьявол носит Prada» миллионы девушек просто влюбились в атмосферу роскоши журнала «Подиум». Прекрасный визуальный ряд и блистательная актерская игра способствовали небывалому успеху киноверсии. А экранная Миранда Пристли в исполнении Мэрил Стрип получилась намного интереснее своего книжного прототипа. В романе чувствуется влияние личных обид автора и ее субъективное однобокое восприятие личности бывшей начальницы. Мерил Стрип с самого начала съемок видела свою героиню иначе. Она хотела показать не просто «дьяволицу» в дорогих костюмах, а властную, сильную, категоричную, но умеющую любить женщину. Такой взгляд на героиню пришелся по душе и зрителям, и кинокритикам. За эту роль Мерил Стрип получила несколько наград и номинацию на «Оскар».

 

Филиппа Грегори «Ещё одна из рода Болейн»

 «Ещё одна из рода Болейн» (реж. Джастин Чедвик)

 

 Картинки по запросу The Other Boleyn Girl

 

Фильм Джастина Чедвика вызвал волну критики еще до своего выхода на экраны. Многие эксперты считали недопустимым, чтобы в исторической картине о жизни английского королевского двора главные роли исполняли иностранные актеры. Но в результате фильм получил множество положительных отзывов и во многом превзошел свою литературную основу. Книга британской писательницы Филиппы Грегори  в большей степени рассчитана на поклонников романтических историй. «Классический» любовный треугольник – король Англии Генриха VIII и две сестры Болейн, Мэри и Анна –  просто перенесен в тюдоровскую эпоху. Автор пытается показать  борьбу за власть,  религиозные споры, но большая часть текста посвящена именно романтическим отношениям. Создатели фильма смогли соблюсти баланс между любовной линией и историческими событиями, дополнив все это прекрасными декорациями, проработанными костюмами и талантливой актерской игрой. И если проза Филиппы Грегори  может показаться местами излишне сентиментальной, то экранизация  придется по душе и любителям мелодрам, и поклонникам исторических фильмов. 

 

Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона».

«Девушка с татуировкой дракона» (реж. Нильс Арден Оплев)

 

Картинки по запросу девушка с татуировкой дракона нильс арден оплев

 

«Девушка с татуировкой дракона» - первый роман Стига Ларссона из трилогии «Миллениум» - уже дважды экранизировался. Хотя американская версия 2011 года была встречена положительно, лучшей по праву считается шведская экранизация 2009 года. Эта кинолента смогла сохранить самые значимые моменты литературного первоисточника, добавив  больше динамики в развитие сюжета. Стиг Ларссон долгое время занимался журналистикой и его опыт ведения профессиональных расследований наложил свой отпечаток на текст. Роман подкупает документальной точностью изложения фактов, но местами кажется затянутым и скучноватым. Экранизация режиссера Нильса Ардена Оплева достаточно точно передает закрученный сюжет книги, сохраняет внимание к острым социальным проблемам, но делает историю более зрелищной. А яркое воплощение на экране актрисой Нуми Рапас образа Лисбет Соландер сделало ее одной из самых запоминающихся героинь современного кино.

 

Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»

«Исчезнувшая» (реж. Дэвид Финчер)

 

Картинки по запросу исчезнувшая финчер

 

Некоторые поклонники творчества Гиллиан Флинн с предубеждением отнеслись к идее экранизации романа «Исчезнувшая». Сомнительной представлялась сама возможность перенести настолько объемный текст на экран без ущерба для сюжета. Но признанный мастер экранизаций Дэвид Финчер с этой задачей успешно справился, сделав захватывающий триллер еще более интересным. Это тот редкий случай, когда сокращение только пошло на пользу. Исчезли затянутые диалоги и множество отсылок к прошлому героев, которые перегружали и затягивали роман. Уменьшилось и количество второстепенных персонажей,  а истории тех, что остались, получили на экране логичное завершение. Многие остались недовольны расхождениями в окончании книги и фильма. Но если вспомнить, что сценарий написала сама Флинн, это можно рассматривать как трансформацию авторского замысла. Отличная актерская игра и замечательное музыкальное сопровождение только добавляют очков фильму. 



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)