От "Гарри Поттера" до "Великого Гэтсби": что читают на уроках литературы в других странах?


Текст: Ольга Мишуровская 

 

Картинки по запросу общество мертвых поэтов

 Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов" (реж. Питер Уир)

 

Нам сложно представить урок литературы без Пушкина, Толстого, Достоевского. Но в других странах мира совсем иные писатели входят в школьную программу, а где-то такой программы просто нет. В одних уголках мира учителя решают, что будут читать ученики, в других - сами дети выбирают интересующие их книги.

 

США

 

В США нет привычной нам школьной программы по литературе. Но существуют списки книг, рекомендованные ведущими американскими библиотеками, а учитель уже сам определяет, что именно будут читать его ученики. Основными критериями являются художественная ценность, интересный сюжет, раскрытие в тексте фундаментальных проблем  человечества и личности, возможность вынести из произведения нравственные уроки. В последние годы стали больше включать в такие списки книги о войне, холокосте, об истории США и демократических ценностях.

 

«Костяк» по-прежнему составляют американские или британские авторы: пьесы Уильяма Шекспира, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Алая буква» Натаниэля Готорна, «Американская трагедия» и «Финансист» Теодора Драйзера,  «Скотный двор» Джорджа Оруэлла,  «Моби Дик» Германа Мелвилла. Из неанглоязычных авторов ученики знакомятся с Борисом Пастернаком, Львом Толстым,  Иваном Тургеневым, Федором Достоевским, Ремарком, Мольером, Францом Кафкой, Гомером, Виктором Гюго.

 

Великобритания

 

Школьное обучение в Великобритании строится на основе национального учебного плана, в котором определяется, что должны изучать учащиеся и какими знаниями обладать. План корректируется раз в несколько лет. При этом он не содержит конкретных указаний. Так, план определяет, что ученики должны познакомиться  «как минимум с одной пьесой Шекспира», но какую именно пьесу предстоит пройти, решает уже учитель. Чаще всего форму изучения больших тем каждый класс часто выбирает голосованием. Это может быть дискуссия, написание рефератов, индивидуальные занятий, подготовки групповых проектов и так далее.

 

Традиционно основу британских уроков литературы составляет английская классика: «Большие надежды» Чарльза Диккенса. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Франкенштейн» Мэри Шелли, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера, «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея.  Но не все так консервативно в британских школах. Многие учителя наряду с классическими произведениями предлагают своим ученикам читать и современные романы. Среди таких  «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К. Роулинг.

 

Похожее изображение

Кадр из фильма "Любители истории" (реж. Николас Хитнер)

 

Франция

 

Во Франции нет отдельного предмета «Литература». Чтение является неотъемлемой частью уроков родного языка. В рекомендованный список литературы, который утверждает школа, учитель или даже сами ученики, обязательно входит французская классика: «Отверженные» Виктора Гюго, «Мнимый больной» Жана-Батиста Мольера, «Жерминаль» Эмиля Золя, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера, «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Изучаются древнегреческая и древнеримская литература. При рассмотрении произведения акцент делается не на авторе, образах или развитии характеров персонажей, а на языке, стиле написания. Школьники часто получают задание написать текст в подражании какому-нибудь писателю. Считается, что это помогает ученикам лучше понять особенности культуры той или иной эпохи.

 

Германия

 

Каждая федеральная земля Германии может самостоятельно решать вопросы школьного образования и устанавливать списки рекомендованной литературы. Многое зависит и от типа школы. В обычных образовательных учреждениях изучают в основном произведения немецких авторов, в гимназиях с гуманитарным уклоном читают как античных классиков, так и современных писателей. В некоторых учебных заведениях принят хронологический принцип изучения книг, в других  курс литературы разделен по проблемным темам. Упор делается на умение школьников интерпретировать прочитанное, четко излагать мысли и отстаивать свою позицию.

 

Все немецкие ученики знакомятся с  «Фаустом» Иоганна Вольфганга Гёте, «Путешествием по Гарцу» Генриха Гейне, «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, «Превращение» Франца Кафки, сочинениями Фридриха Шиллера, Томаса Манна, Амадея Гофмана.  Из современных авторов в списки рекомендованной литературы чаще всего входят Патрик Зюскинд, Уве Тимм, Кельманн, Бернхард Шлинк, Гюнтер Грасс.

 

Похожее изображение

Кадр из фильма "Учитель на замену" (реж. Тони Кэй)

 

Нидерланды

 

Существенное отличие уроков литературы в Королевстве Нидерланды – школьников не перегружают классическими авторами. Регулярно обновляемый официальный список рекомендованной литературы больше чем наполовину  состоит из современных произведений: «Сумерки» Стефани Майер, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, «Второй шанс» Филиппа Поццо ди Борго, «Убежище. Дневник в письмах» Анны Франк. Книги разбиты на шесть уровней чтения в зависимости от возраста и темы. Выбор осуществляют учителя, родители, а часто и сами школьники. Считается, что главное – привить ребенку вкус к чтению, научить получать удовольствие от книги. Голландские ученики не заучивают наизусть стихи, а привычные нам сочинения могут быть заменены на коллективное обсуждение произведения.

 

Япония

 

В системе образования Японии действует единое учебно-методическое руководство. Классическую литературу школьники начинают изучать  со второй ступени общеобразовательного отделения средней школы, то есть в возрасте с 15 до 18 лет. Хотя учебники в разных школах могут быть разными, основное внимание уделяют отечественным авторам. Изучают как классические, так и современные произведения: «Сердце» Нацумэ Сосэке,  «Расёмон» Рюноскэ Акутагава, «Повесть о Гэндзи» Мурасаки Сикибу, «Записки у изголовья» Сэй-СёнагонХигути Итиё, «Золотой храм» Юкио Мисима, «Женщина в песках» Кобо Абэ, «Танцовщица» Огай Мори, «Охота на овец» Харуки Мураками. При изучении текстов внимание уделяется не столько сюжету, сколько анализу процесса становления характера героя. 

 



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)