"Это энциклопедия русской жизни". Маргарита Романова - о "Нелюбви" Звягинцева


Текст: Маргарита Романова 

 

Картинки по запросу нелюбовь звягинцев фильм

 

В начале июня в российский прокат вышел фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Премьера картины прошла на Каннском фестивале, где лента получила "Приз жюри". Маргарита Романова - о том, почему её должен посмотреть каждый. 

 

Звягинцев никогда не ставил перед собой простых режиссёрских задач: архетипы и вечные сюжеты интересуют его куда больше, чем актуальная повестка дня. Режиссер умеет прислушиваться к критике и советам: на самом деле его фильмография – это настоящая кривая обучаемости. Его хвалили за метафизику «Возвращения», он снял стилистически идентичное «Изгнание». Вторую ленту стали ругать за излишнюю претенциозность, Звягинцев взял на заметку и поместил очередную притчу в антураж современной Москвы. В «Елене» авторская позиция режиссера была почти незаметна, после «Левиафана» невозможно неверно ответить на вопрос о том, что имел в виду автор. Получив «Золотой глобус» на западе и волну обвинений в русофобии в родном краю, Звягинцев, видимо, вынес еще один урок: политические метафоры в России не воспринимают на уровень дальше собственного носа. Предположу, что после этого режиссёр задумался о том, почему российский зритель такой злой, а когда нашёл ответ, снял «Нелюбовь» - картину с самым ёмким и точным говорящем названием в карьере режиссёра.

 

«Нелюбовь» - бесспорно одна из главных картин Заягинцева. Не только потому, что рейтинг критиков признал её лучшей в Каннах этого года, а Паоло Соррентино лично заявил, что несмотря на официальные результаты фестиваля ничего более впечатляющего в программе этого года он не видел. Это скорее закономерные следствия большого успеха Звягинцева. Дело в другом: наконец-то режиссёр нашёл баланс между притчей и новостной сводкой. У ленты выверенный хронометраж, изумительная картинка в сумрачных тонах, а диалоги так же выверены и техничны, как и движения камеры. Это настоящий шедевр минимализма: ничего лишнего, ничего избыточного, каждый кадр и каждая фраза работают на содержание, которое, как и цветовая гамма ленты, является холодным, скупым и отрезвляющим.

 

Картинки по запросу нелюбовь звягинцев кадры

 

Фабула ленты давно не хранится в секрете. У разводящийся пары сбегает из дома 12-летний ребенок, и родители, которые уже были готовы начать всё с начала, вынуждены встретиться лицом к лицу с ошибками прошлого. Как ни печально, но главной ошибкой и является этот ребёнок. Мораль истории трагична и проста: нелюбимый человек автоматически становится лишним, а как мы помним с уроков литературы, лишний человек по определению не может быть счастливым.

 

По сравнению с "Левиафаном" эта лента кажется аполитичной, хотя невозможно отрицать тот факт, что объектом изучения здесь выступает современная Россия. Своеобразная социальная трилогия, состоящая из последних трёх лент режиссёра закольцовывается: главная героиня "Нелюбви" и её новый партнёр подозрительно напоминают Елену с её вторым мужем-бизнесменом (из одноименной картины). У обоих состоятельных героев-мужчин даже имеется взрослая разбалованная дочь. Можно подумать, что Звягинцев начинает повторяться, но скорее всего такой параллелизм лишь указывает на то, что автор наконец-то дописал мифологию современной России. Не так саркастично, как Гоголь в своё время, не так бескомпромиссно, как Балабанов. Но теперь духовная, юридическая и политическая составляющие пополнились ещё и социально-нравственной. Теперь пазл сложился, и это новая энциклопедия русской жизни, которую эта страна заслуживает.



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)