Почему британского кино не существует, и как это связано с «На игле 2»: Маргарита Романова о новом фильме Дэнни Бойла


Текст: Маргарита Романова

 

Картинки по запросу трейнспоттинг 2

 

8 марта в российский прокат вышел сиквел культовой британской ленты 90-х «На игле». Для осуществления проекта на съемочную площадку вернулся не только оригинальный актёрский состав (Юэн МакГрегор, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер), но и режиссер Дэнни Бойл, в послужном списке которого, кроме Оскара за «Миллионера из трущоб», еще и режиссура открытия Олимпиады в Лондоне. Возвращение своеобразных Д’Артаньяна и трёх мушкетеров двадцать лет спуст, интересно не как самостоятельное произведение, а как повторное погружение в пространство лучшего британского фильма за последние 60 лет (именно такой статус «Trainspotting» заслужил по результатам масштабного социологического исследования). Так что вопрос о том, заслуживает ли просмотра «Трейнспоттинг 2», - весьма риторический, ведь он лишь косвенно относится к новой ленте Бойла. Гораздо важнее понять, почему первая часть стала культовой, и что именно зритель хочет увидеть, когда идет на сиквел. Маргарита Романова пытается разобраться. 

 

Получу ли я удовольствие от «Т2»?

 

Если оригинальная лента 1996 года пришлась вам по вкусу, то «Трейнспоттинг 2» - это кино, от которого невозможно не получить удовольствие. Как любой качественный сиквел, «Т2» использует и приумножает приемы, полюбившиеся зрителю в первой картине.

 

«Трейнспоттинг 2» может похвастаться сильными сторонами первой части: чёрный английский юмор, детализация персонажей, потрясающие актёрские работы, меломанский саундтрек. Кроме того, двадцать лет режиссерского опыта не прошли для Дэнни Бойла даром, так что нетривиальные визионерские решения второй части с лёгкостью переплевывают изобретательность оригинала.

 

Однако главный инструмент для создания художественного образа в «Т2» - это оммажи и референсы к оригинальной ленте. Лейтмотив фильма – чувство ностальгии, что, к тому же, является и центром проблематики картины. Герои вспоминают о прошлом и грустят, зрители вспоминают первую ленту, понимают, как быстротечно время, и грустят в унисон с героями.

 

Ощущение весьма упадническое, но ведь «На игле» мы полюбили в том числе и за это. Так что Дэнни Бойл справился с задачей с невероятным профессионализмом: разочароваться в сиквеле практически невозможно. Хотя, для пущего эффекта необходимо быть очарованным первым «Трейнспоттингом».

 

А почему мне так понравился «На Игле»?

 

Если «Т2» получился хорошим фильмом, следуя рецепту своего успешного и крайне популярного приквела, то «На Игле» имеет гораздо менее тривиальную историю успеха.

 

На первый взгляд всё достаточно просто: талантливый постановщик Бойл экранизирует талантливую книгу писателя Уэлша. Литературный гений помножился на гений кинематографический, и на свет появился фильм, чью значимость на культуру 90-х можно сравнить лишь с «Криминальным чтивом» Тарантино.

 

Однако на самом деле всё чуть-чуть сложнее.

 

Если посмотреть «На игле» сразу после «Реквиема по мечте» или «Бойцовского клуба», может показаться, что ничего особенного в картине-то и нет. Но ключевой фактор в данном случае – время. «На Игле» предвосхитил и эти два фильма, и множество других, не так значительно повлиявших на мировую поп-культуру. Клиповый монтаж, тема наркотиков и зависимости, мысли о скуке и идиотизме повседневной «правильной» жизни – всё это может показаться моветоном сейчас, но в 1996 году о таком нечасто говорили вслух. Тогда этот фильм показался еще более дерзким и вызывающим, чем мы видим его сейчас. Талант, злободневность и дерзость – это дьявольский коктейль, на который невозможно не обратить внимание. Но есть и ещё одна причина, по которой англоязычний мир сошёл от «Трейнспоттинга» с ума.

 

Картинки по запросу Trainspotting

 

Почему «На Игле» стал культовым?

 

Секретный ингредиент весьма прост. «На Игле», вероятно, не специально возродил Британское кино. Во всяком случае, авторское. Все современные британские режиссеры: Гай Ричи, Линн Рэмси – могут говорить о британском актуальном кино только благодаря тому, что Дэнни Бойл уже протоптал для них дорожку на Европейские кинофестивали.

 

Пожалуй, стоит немного пояснить. По большому счёту британского кино не существует. Когда-то давно существовала английская школа соц-реализма, которую сейчас представляет выдающийся Кен Лоуч (взял «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах прошлой весной). Собственно, долгие годы Лоуч был чуть ли не единственной фигурой британского кино мирового масштаба.

 

Безусловно, в современной Великобритании и до Бойла снимали авторское кино. Он совершил революцию, не потому что был первым а потому что случайно угадал правильный рецепт лекарства для кинематографа Соединенного Королевства. Бойл стал играть по правилам популярной культуры, создав не только героев своего времени, но и своего места. Он возродил в новом медиа образ Байронического героя – архитипический и для британского самосознания, и для восприятия Великобритании глазами остального мира. «На Игле» канонизирует и новое потерянное поколение, и новых «лишних людей», и слом, происходящий в обществе на стыке веков, перемешивая это с локальным бэкграундом британского общества. Тут вам и, так называемый, трейнспоттинг (запоминание номеров проходящих мимо поездов), и любовь к Игги Попу, и фотореалистичный Эдинбург, и типичный английский юмор. Не только весь мир вспомнил и вновь полюбил Великобританию, Великобритания осмыслила и полюбила свою свой современный облик.

 

Почему британского кино не существует?

 

Возможно, при прочтении предыдущего пункта, вы успели не согласиться с идеей о том, что Британского кино не существует. Но ведь английские актёры так часто участвуют в Голливудских проектах! А Британские сериалы! А BBC!

 

В этом, собственно, и кроется ответ. Британское телевидение, и правда, одно из сильнейших в мире, но сериалы, это всё-таки не кино, а совсем другой жанр, киноязык которого формируется на наших глазах. Что касается прекрасных актёров, режиссёров и других деятелей кино британского происхождения, зачастую они работают в Голливуде, то есть развивают мировой кинематограф, а не домашний.

 

Мало кто знает, что Чарли Чаплин и Альфред Хичкок были британцами. Они строили свою карьеру в США. Возможностей там, безусловно, больше. Общая языковая среда сыграла злую шутку с национальным британским кино: когда между тобой и крупнейшей киноиндустрией мира нет языкового барьера, глупо не испытать удачу. Поэтому, начиная с 30-х годов, английское кино было практически полностью интегрировано в Голливуд. Похожая ситуация происходит в современной Ирландии. Многие даже не знают, что режиссер Леонард Абрахамсон («Френк», «Комната») – ирландец, так как он с самого начала строил карьеру в Голливуде. В то время как Ирландия чтит его своим величайшим ныне живущим кинопостановщиком.

 

Именно поэтому практически не существует чисто британских фильмов и во многом именно поэтому «На Игле» приобрел настолько культовый статус. Ну а «Трейнспоттинг 2» продолжает темы и традиции первой части, которая так полюбилась нам всем. Так что и этот фильм однозначно заслуживает просмотра.



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)