Ода таланту Стива МакКуина


Первый Стив после Спилберга

 

Текст: Маргарита Романова 

 

Картинки по запросу steve mcqueen director

 

Во второе воскресенье октября один из наиболее перспективных режиссеров современности Стив МакКуин празднует свой 47-й день рождения. Маргарита Романова объясняет, почему в этот день стоит если не закатить вечеринку, то хотя бы посмотреть один из его полнометражных фильмов.

 

Если совсем коротко, Стив МакКуин – британский независимый режиссер, начинавший карьеру как художник и дизайнер и постепенно сменивший один род визуального искусства на другой. Кроме семи короткометражных лент, известных разве что радикальным синефилам, МакКуин представил миру три полнометражных. Они были рассчитаны на очень разную аудиторию, но каждая исключительно зарекомендовала себя в глазах зрителя.

 

Его дебютная картина «Голод» рассказывает историю пленных ирландских революционеров, бросивших вызов британскому правительству с помощью голодного протеста. Это бескомпромиссное и жёсткое зрелище, которое не только потрясающе натуралистично показано, но и рассказано в лучших традициях позднего постмодернизма. Должно пройти не меньше половины фильма, прежде чем зритель поймет, на кого ему стоит смотреть особенно пристально. Однако когда зрительный зал уже заглотил наживку, нетривиальные манипуляции режиссера зачастую остаются незримыми для аудитории. Так, лишь редкий зритель с первого раза заметит, что треть полуторачасового хронометража фильма отведена под единственную сцену. Причем 20 минут этой сцены – единый план, снятый на статичную камеру. Такое мастерство непременно заслуживает «Золотой камеры», которую МакКуин и получил за «Голод» в 2008 году.

 

Кадр из фильма "Голод"

 

Далее последовал «Стыд». Кино не менее красивое, но и не более простое для восприятия. Теперь в роли протагониста выступил не упрямый революционер, а прожжённый сексоголик. Правда, в обоих случаях лидирующую роль исполнил неподражаемый в своей разноплановости Майкл Фассбендер. Именно в этой картине МакКуин доказал, что длинные планы – это не только коронный прием, но и универсальный инструмент для усиления драматического накала. Вот Кэрри Маллиган поёт Френка Синатру, а зритель смотрит на неё, и с каждый строчкой всё больше проникается неподдельным сочувствием к её героине. И диалоги больше не нужны, длинный и пронзительный взгляд способен рассказать ничуть не меньше. Фильм, кстати, увез домой одну из актерских наград «Берлинале».

 

На данный момент, последняя вышедшая картина МакКуина «12 лет рабства», о которой, должно быть, слышал каждый, кто хоть иногда забивает слово "кино" в Google. Этот проект, снискавший безумную популярность в качестве дидактической голливудской драмы, доказал, что МакКуин – тот редкий режиссер, угнавшийся в своей карьере за двумя зайцами. С одной стороны: его талант признали ведущие европейские площадки авторского кино. С другой: ему покорился главный приз американской киноакадемии: «Оскар» за лучший фильм.

 

Картинки по запросу стыд фильмКадр из фильма "Стыд"

 

В современном кино такой баланс между высоким искусством и массовым кино – редкое явление. Режиссеры (да и актеры) волей-неволей занимают стратегическую позицию по одну из сторон кинематографического рубежа: либо твои проекты отвечают политической, социальной или культурной повестке дня, либо ты снимаешь только для тех, кто не боится выходить из зоны комфорта. Второе, как правило, является прерогативой ограниченного проката. МакКуин снимает очень тяжелое кино на темы, интересующие, в первую очередь, его самого. Однако массовый зритель смог воспринять и полюбить одну из таких историй: в этом и заключается его уникальный талант.

 

Если говорить о драматических интересах режиссера, то причины и предпосылки – это то, что практически всегда остается за кадром. Предмет его исследований – страдания и борьба. И нее так важно, как герои дошли до наблюдаемого состояния. Так, в «Голоде» вам не расскажут о причинах конфликта в Северной Ирландии, в «Стыде» зрителю не известна история болезни главного героя, в «12 лет рабства» похищение протагониста злоумышленниками остаётся белым пятном на карте повествования. Гораздо важнее то, как герои ведут себя, оказавшись загнанными в угол, как сражаются с невидимым врагом в виде общественного порядка или собственных слабостей. А остальное можно домыслить или найти в Википедии.

 

Картинки по запросу 12 лет рабства маккуин

Кадр из фильма "12 лет рабства"

 

Визуальный ряд тоже имеет вполне сформировавшиеся сходства. Преимущественно холодная цветовая гамма (за исключением хлопковых плантаций Луизианы), акцентирование на красивых человеческих телах, изощренные и точные визуальные метафоры с использованием наложения кадров. Режиссер не любит сложные композиционные решения, но художественное образование служит прекрасным подспорьем в создании сбалансированных минималистических кадров. Чего только стоит одна сцена из «Голода», где то ли по небу, то ли по белой простыне, укрывающей тело умирающего героя, летят гогочущие черные птицы.

 

В общем и целом, работ Стива МакКуина не так много, чтобы при ознакомлении с ними возникла дилемма, что из списка посмотреть в первую очередь. Но ни одно даже самое красочное описание не воссоздаст пронизывающую атмосферу его работ достаточно точно. Проще поставить на скачивание один из фильмов и настроиться на то, чтобы в ближайшее время вкусить добрую порцию катарсиса.

 

Стив МакКуин – однозначно тот режиссер, ради которого стоит на пару часов забыть об инстинкте самосохранения и с упоением наслаждаться тем, как чужой талант работает на полную мощность, чтобы зародить в вашей душе искреннюю сопричастность. А ни в этом ли магия кино, если не в личности величайших из волшебников.



Вы можете авторизоваться на сайте через:
Vkontakte Yandex Google

или введите Ваше имя:

Комментарии (0)